Памирцы

Многонациональный Петербург. Кто такие памирцы?

Уважаемые читатели!

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с памирцами.

До ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах. Начиная с эпохи СССР этих людей чаще всего путали с таджиками. Между тем жители высокогорья имеют особую культуру, свои интересные обычаи и традиции. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания.

Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы.

Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет.

Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 годы), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Национальная одежда

Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи.

В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый – символ света, солнца, красный – счастья.

Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни. В приданом невесты джурабы есть обязательно.

Обычаи и нравы

Каждый элемент памирского дома имеет символическое значение. Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи.

Интересны свадебные традиции памирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты. Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда она приходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка – это символ плодородия. Поднимая платок, друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка». Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки. У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях.

Национальная кухня

Кухня народов Памира проста. Основной продукт питания — пшеница. Ее перемалывают на крупу, из которой готовят каши и муку для лапши, клецок, лепешек. В рационе также присутствуют овощи, бобовые, свежие фрукты, сухофрукты, грецкие орехи. Мяса памирцы едят мало. От овец в основном получают молоко, из которого готовят кисломолочные продукты и овечий сыр. Суп варят из овощей, кислого молока или кефира и риса. Очень любят чай. Традиционный памирский чай «ширчой» готовится из черного чая с добавлением молока, соли и сливочного масла.

Для приготовления ширчоя потребуется:

— чай — 1/2 ч.л.

— молоко — 150 мл.

— сливочное масло — 10г.

— соль — по вкусу

В горячую воду всыпать половину чайной ложки чая (примерно на полстакана), влить 150 мл. горячего кипяченого молока, довести до кипения. Добавить 10 г. сливочного масла, посолить — и к столу.

Памирцы в Санкт-Петербурге

Впервые представители Памира приехали в Петербург в 1913 году. На праздновании «300-летия Дома Романовых» присутствовали Азиз Хан — правитель Шахдары, Такур Бек — правитель Алая и другие.

В годы Великой Отечественной войны многие сыновья Памира защищали Ленинград. Среди них: Калон Курбонов, Махмуд Додобов, Худобони. За отвагу и мужество они награждены медалью «За оборону Ленинграда».

В Санкт-Петербурге с 2000 года существует Межрегиональная общественная организация «Памир». Землячество гордится своими спортсменами. Председатель МРОО «Памир» Бахтибек Бердов, ушедший из жизни в 2019 году, был неоднократным чемпионом России по карате. В 1995 году в составе сборной Петербурга он стал обладателем Кубка Европы. Манучехр Зумратшоев — неоднократный чемпион России по регболу. Мадади Нагзибеков выступал за сборную города по боксу, является победителем международных турниров, призером чемпионатов России и Азии.

При землячестве существует фольклорно-этнографический ансамбль и танцевальная группа «Пари».

 

 

Форма электронного обращения в Местную Администрацию МО
ФИО
(полностью)
Индекс и адрес проживания
(полностью)
Домашний или моб. телефон
(с часами возможного звонка)
Ваш E-mail
Тип обращения
(Предложение, Жалоба, и т.п.)
Должность
(адресата получателя)
Текст обращения
Отправляя письмо (нажимая ниже кнопку - ОТПРАВИТЬ), Я подтверждаю достоверность предоставленной информации и разрешаю получателю осуществлять с ней любые действия, разрешённые законодательством РФ.

Ответ на письмо будет в электронном виде переслан на Ваш E-mail или, по Вашему запросу в тексте обращения, письменно на Ваш почтовый адрес в сроки, установленные законодательством РФ.
Отправить
Форма электронного обращения в Муницапальный совет
ФИО
(полностью)
Индекс и адрес проживания
(полностью)
Домашний или моб. телефон
(с часами возможного звонка)
Ваш E-mail
Тип обращения
(Предложение, Жалоба, и т.п.)
Должность
(адресата получателя)
Текст обращения
Отправляя письмо (нажимая ниже кнопку - ОТПРАВИТЬ), Я подтверждаю достоверность предоставленной информации и разрешаю получателю осуществлять с ней любые действия, разрешённые законодательством РФ.

Ответ на письмо будет в электронном виде переслан на Ваш E-mail или, по Вашему запросу в тексте обращения, письменно на Ваш почтовый адрес в сроки, установленные законодательством РФ.
Отправить
АНКЕТА
о согласии на получение информации и обработку персональных данных
1. Анкетные данные
ФИО
(полностью)
Индекс и адрес проживания
(полностью)
Дата рождения
(полная)
Номер телефона
Ваш E-mail
2. Согласие на получение информации по каналам связи
Я хочу получать информацию от Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселка Петро-Славянка в виде смс-сообщений на указанный выше номер сотового телефона
Меня особо интересует следующая информация:
Мероприятия
События
Полезная информация
Любая возможная информация
3. Согласие на обработку персональных данных
Я даю свое согласие
на обработку персональных данных, содержащихся в настоящей анкете с целью направления мне указанной выше информации, в том числе на передачу соответствующей информации лицам, привлекаемым к исполнениям указанных действий. Срок действия согласия (если предоставлено): до истечения шести месяцев с момента отзыва пользователем согласия от получения соответствующей информации.

4. Порядок отзыва согласия на обработку персональных данных:
для отзыва согласия на обработку персональных данных необходимо подать соответствующее заявление в письменной форме по месту нахождения Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселка Петро-Славянка не менее чем за 30 дней до момента отзыва соответствующего согласия. После отзыва согласия персональные данные используются только в целях, предусмотренных законодательством.

5. Я подтверждаю, что все указанные в настоящей анкете данные верны, подтверждаю что указанный выше номер является моим номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов возместить любой ущерб, который может быть причинен в связи с указанием мной некорректных данных в настоящей анкете в полном объеме.
Отправить
21 Апреля 2024
Уважаемые коллеги, друзья!
19 Апреля 2024
О противоправности фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении
16 Апреля 2024
Объединяем локальных поставщиков с крупными сетями